200 лет со Дня рождения А. Н. Островского: актеры ФЭСТа о том, как его творчество повлияло на развитие русского театра
Он говорил на семи языках, переводил лучших европейских авторов, но, когда заходил в любую чайную Москвы, слышал: «Ты наш, свой». Его называли "домоседом с бледной биографией", а он создал эпоху русского театра. 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Он создал тот язык театра и те образы, без которых нельзя обойтись и сегодня.
Театр легко перемещается во времени. Из века 17 в 19, из 19 в 21. Такова его природа – быть отражением времени с беспощадной точностью. Злободневность автора — это то, что ценится во все времена. Но бывает, что современники принимают автора в штыки. С этого началась театральная карьера Александра Островского, великого русского драматурга, с ровни которому, разве что Шекспир, Мольер да Софокл. Всяк кулик своё болото хвалит, и в купеческом Замоскворечье не было звезды более яркой, чем бывший судебный чиновник Островский, но именно купцы написали на него жалобу самому императору. Обидно он их изобразил в пьесе «Свои люди - сочтёмся». И Николай Павлович тут же распорядился пьесу запретить, автора уволить со службы и отдать под надзор полиции. Крут был император и тем самым пополнил коллекцию персонажей купцов – самодуров, их у Островского предостаточно. Ну а пьесы автора так и разошлись из Замоскворечья по всему свету.
Игорь Шаповалов, художественный руководитель театра драмы и комедии «ФЭСТ»: «У нас в репертуаре 4 спектакля, ни у одного другого автора столько нет. Он написал более 50 пьес. Более 40 экранизаций, 10 тысяч постановок в театрах. Он продолжает оставаться не просто популярным автором, а локомотивом русского репертуарного театра».
В чём секрет такого оглушительного успеха, когда зрители узнавали себя именно по языку. Как по тайному коду свой - чужой. А ведь тогда так и было: купеческий язык особый, купеческий быт со стороны казался кукольным, а сюжеты говорили сами за себя: «Волки и овцы», «Бедность не порок», «Не всё коту масленица», «Правда – хорошо, а счастье – лучше». Это же про всех и про каждого.
Сергей Хапров, артист театра драмы и комедии «ФЭСТ»: «Учёные литературоведы подсчитали, что самоё распространённое слово у Островского – правда. И актёры придерживаются правды. Да, его язык сложно освоить, но это интересно».
Такова уж сила драматурга Островского, что пьеса, написанная 170 лет назад злободневна и сегодня, стопроцентное попадание, а как же характеры?
Игорь Калагин, актёр театра драмы и комедии «ФЭСТ»: «Его особенность в том, что персонажи такие же как мы, с такими же побуждениями и мыслями».
А ведь сколько сказано: Островский раскрыл бездну грехов и пороков русского общества. Был намеренно назидателен. Волки и овцы – это не метафора, это прямая речь. Хоть волки и симпатичные, но всё-таки – волки.
Но нет: Островский далёк от социального дарвинизма, столь популярного сегодня. Вернее, вновь процветающего сегодня. Не был он и идеалистом. И нет лучшего средства против общественных пороков, как пьесы Островского. Он по-прежнему самый популярный автор русского театра. И по-прежнему звучит сакраментальный вопрос: «Отчего люди не летают как птицы…».
Автор сюжета: Сергей Берзин