Что от нас скрывает история…
Отмена крепостного права в России одна из самых обсуждаемых тем и для историков, и для широкой общественности. Многое до сих пор до конца не прояснено, хотя главный вывод однозначен: манифест Александра Второго от 19 февраля 1861 года стал одной из важнейших вех в истории России.
Будний день в 8 школе. 11 «А» готовится к уроку истории. Мы попросили учеников обсудить необычную тему. А именно, историческую значимость того, что произошло 19 февраля 1861 года. Значимость для нас сегодня. Ведь говорят, что это был путь к свободе. К свободе, как осознанной необходимости. А что такое свобода для сегодняшних старшеклассников?
«Свобода для каждого своя: для кого-то это свобода слова, а для кого-то - одежда, в которой он хочет выйти. И его не осудят», - так считают эти школьники.
Об искусстве заговорили не зря: именно деятели искусства и тогда, и теперь больше всех ратовали за свободу, а вот вышло что-то не то. У Чехова в пьесе «Вишнёвый сад» лакей Фирс называет отмену крепостного права несчастьем. Понятно, что это оценка самого Чехова. Оценка реформы Александра Второго, якобы освободителя.
Корреспондент Сергей Берзин:
«19 февраля 1861 года Александр Второй подписал манифест об освобождении крестьян. Но ему до сих пор нет памятника, зато есть памятник его внуку. И эти два события связаны трагическим шельфом. Но это наша история».
Шельф - это невидимая часть материка. Исторический шельф тоже не виден. Но многие историки приходят к выводу: именно от февраля 1861 года тянется дорожка к июлю 1918 года. Слишком поздно и по-иезуитски несправедливо было отменено крепостное право. Слишком велика была ненависть низов к своим угнетателям, чтобы гигантский сдвиг 1917 года прошёл бескровно, как бархатная революция. Месть была беспощадна. Разве это не понимали в 1861 году? Сегодня это и школьнику понятно.
Школьник: «Почему это была беда: крестьяне получили свободу, но не получили землю. В конце концов, это была перемена, взяли что-то новое».
Сегодня опять идут разговоры о свободе, но она бывает разной. Свобода и её искажение, а точнее фикция, как это во многом случилось в 1861 году. Но если мы чтим идеалы фикции – нас поджидает тот же невидимый шельф нашей истории.
Автор сюжета: Сергей Берзин