Как 59 лет назад обучали детей математике в школе № 17?
Мытищинская газета «Родники» отмечает 90-летие. Первый номер районки под названием «Пролетарий» вышел в 1931 году и сразу нашёл своего читателя. Нынешнее название – «Родники» – газета обрела в ходе народного голосования в 80-е годы. В Мытищах, несмотря на повсеместное распространение глобальной сети Интернет, печатное издание по-прежнему играет особую роль. Газете «Родники» доверяют, к её мнению прислушиваются, каждого номера ждут с нетерпением. Об этом говорит и высокий тираж еженедельника – 17 000 экземпляров. В юбилейный для газеты год мы продолжаем публиковать материалы прошлых лет, которые перекликаются с днём сегодняшним. В этом номере мы расскажем о том, как в 1962 году в перловской школе № 17 обучали детей математике.
Творчество на уроке
«Первый класс. Его ведёт учительница Л.К. Шладкова. Урок арифметики. Он начался сразу по второму звонку, словно по взмаху дирижёрской палочки. Устное решение задачи: мальчик купил 2 тетради, заплатил 2 копейки. Продавцу дал 5 копеек. Сколько мальчик получил сдачи?
Малыши думают, многие сосчитали.
– Как ты считала, Валя? – обращается учительница к девочке, поднявшей руку первой.
Этот вопрос «как?» очень важен. Он помогает расчленить, проанализировать процесс мышления.
– А какими монетами мог получить сдачу мальчик?
Ответов много, они разные. Одна девочка в затруднении. Тогда на помощь приходит учительница. Открыта касса с цифрами. Девочка думает, ищет. Вот найдена монета в 3 копейки, затем 3 монеты по 1 копейке, монеты достоинством в 2 и 1 копейки. Девочка довольна. Но ещё больше довольна учительница.
За решением задачи следует игра «Угадай-ка».
– Я задумала число, к нему прибавила 2, и у меня получилось 7. Угадайте, какое число я задумала? – предлагает Лидия Константиновна.
Ответ найден. Игра продолжается.
– Теперь посмотрим на доску!
Там написаны примеры без ответов. Одна ученица стоит к доске спиной. Она должна отгадать, какой пример решил класс. Указывает другой пример, но с таким же ответом.
– Ребята, Нина правильно ответила? – спрашивает учительница.
Весь класс принимает участие в обсуждении. Нина не ошиблась. И снова идёт работа с числом 7. Ребята придумывают такие примеры, чтобы в ответе получилось 7, из разных цифр составляют это число. Так постепенно педагог подводит к теме урока «прибавление по 7».
Уходишь с такого урока с глубокой верой, что ребята будут твёрдо знать арифметику, что здесь закладывается прочный фундамент знаний. Могут сказать, но ведь так можно работать только в первом классе. Нет! Учитель в любом классе должен учить, а не наблюдать, как выполняют его задание, он должен помочь ученикам преодолеть все трудности.
Постановкой вопросов, всем ходом уроков надо учить ребят думать, анализировать, самостоятельно работать. Тогда в классах не будет пассивных учеников, а в школах не станет второгодников».
От редакции
Планку, поднятую мытищинскими учителями 50 лет назад, продолжают высоко держать их сегодняшние коллеги. Наш округ по результатам региональных предметных олимпиад входит в десятку лучших. 25 из полутора тысяч выпускников по отдельным дисциплинам на ЕГЭ набрали по 100 баллов.
Источник: Газета "Родники"