Ровно 97 лет назад Мытищи получили статус города
17 августа – особенная дата для нашего округа. 97 лет назад Мытищи получили статус города. В этот день в 1925 году президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета утвердил решение, по которому рабочий поселок Пролетарский был преобразован в город Мытищи. Хотя, конечно, его история началась за несколько столетий до этого.
Мытищи – это целая историческая область, что отражено в его топонимике. Перловка, Тайнинка, Ядреево, Заречная Слобода. Эти деревни и сёла затерялись в междуречье Клязмы и Яузы. До поры до времени затерялись. Освоение этих земель началось ещё тысячи лет назад.
Сергей Берзин, корреспондент: «Наш город начинался с железной дороги. Ровно 160 лет назад сюда пришёл первый поезд с Ярославского вокзала, и пошло - поехало».
Как же так, скажете вы. Такая патриархальная Россия, столичный форпост, путевой дворец, царская отдушина. Действительно, сюда приезжали охотиться и молиться. И воды святой напиться.
Железная дорога разбудила древний край. Сначала она соединила Москву и Сергиев-Посад. Туда поехали паломники. Тысячи паломников. Если пешим путём надо было идти чуть ли не месяц, то теперь менее светового дня. Но главное её призвание было в другом – дорога на Русский Север, через Ярославль в Архангельск.
Мария Клычникова, директор Мытищинского историко-художественного музея: «Мытищи стали транспортным узлом. И действительно, эта дорога была Российской, Русской. Один из профессоров Московского университета выдвинул идею создания русской дороги по своим технологиям».
Это имя многим сегодня незнакомо. Учёный, издатель, промышленник общественно-политический деятель. Ему невыносима была сама мысль о технологическом отставании от Европы. Но именно европейские инженеры строили железные дороги в России. Это было похоже на грабёж. В 1858 году Фёдор Чижов учреждает общество Московско-Троицкой железной дороги. Движение по ней было открыто 18 августа 1862 года. По свидетельству современников дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления. Сегодня мы называем её Ярославкой. Это вторая историческая ипостась этих земель. Но есть ещё одна, смотрящая в будущее.
Мария Клычникова, директор Мытищинского историко-художественного музея: «Два начала: древнее село Тайнинское и станция Мытищи. Вокруг неё рабочий посёлок. Именно ему 17 августа 1925 года был придан статус города».
В 1932 году в черту города вошло сразу десять поселений и деревень, роскошных дачных посёлков и барачных кварталов ткацкой фабрики. Всё сплелось в большой узел, в центре которого стояло магическое слово метро
Мария Клычникова, директор Мытищинского историко-художественного музея: «И, конечно же, 1934 год, когда были построены первые вагоны метро. Это был крупнейший завод в стране».
Сегодня эти вагоны колесят по всему миру. По характеру мытищинцы были транспортниками, жили на перепутье, но всегда возвращались на родную землю и заботились о ней.
Автор сюжета: Сергей Берзин