В рубрике «Вечно живые» - легендарный летчик Михаил Громов

03 марта 2023 18:27
4186

В нашей еженедельной рубрике «Вечно живые» мы рассказываем о людях, о которых слагали легенды, писали книги и песни. Лётчики, без них невозможно представить все важнейшие победы и достижения великой страны. И среди главных героев эпохи – наш земляк Михаил Громов, мастер сверхдальних перелётов.

Этот памятник знаком всем мытищинцам и не только. Выглядит он монументально и даже грозно, хотя посвящён маленькому хрупкому самолётику. То, что лёгкий деревянный биплан У-2 будет наводить панику на врага не меньше легендарных Катюш, тогда ещё никто не знал. В январе 1928 года первым в воздух поднял самолёт лётчик-испытатель Михаил Громов. Этот памятник посвящён и ему, и тысячам отважных бойцов ночных бомбардировщиков. Михаил Громов в 28 году, опытный лётчик, молодой советской авиации. Его юность, когда он увлёкся авиамодельным спортом, прошла в военном городке Мыза Раёва, который относился к Мытищинскому району. Позднее как лётчик переменил немало военных городков и испытательных центров. Крупнейший из них, в городе Жуковском, носит его имя. А в 1934 году, совершив рекордный по дальности и продолжительности перелёт, который длился 75 часов, стал соавтором авиации будущего. В 1937 году совершил вслед за Чкаловым беспосадочный перелёт через Северный полюс в Америку, установив три мировых рекорда дальности полёта. А в это время на лётном поле в Мытищах на испытанном им самолёте У-2 готовится новое поколение лётчиков.

Лидия Кувшинникова, экскурсовод Мытищинского историко-художественного музея: «Тогда у всех на слуху были имена Чкалова, Байдукова, Громова. Им подражали мальчишки».

Эта была всенародная любовь и рывок всего общества в будущее.

Лидия Кувшинникова, экскурсовод Мытищинского историко-художественного музея: «В 1937 году был открыт Мытищинский аэроклуб при поддержке Мытищинских предприятий. Комсомольскую путёвку в небо получила Нина Распопова, в аэроклуб пришёл Кадомцев. Хотела стать лётчицей и прыгала с парашютом Вера Волошина, нельзя не упомянуть и Евгению Рудневу».

Аэроклубы воспитали тысячи классных лётчиков. Многие воевали на учебном самолёте У-2, теперь его назвали ПО-2, и не было ему равным по ночным боям. 60 лётчиков-ночных бомбардировщиков удостоены звания Героев Советского Союза – и мужчин, и женщин. Они воевали не менее отважно, увы, многие погибли в боях со стальными машинами Люфтваффе. Хотя сами немцы боялись ночных бомбардировщиков больше чем дневных. Солдаты вермахта называли ПО-2 «ночной фельдфебель», потому что не давал спать по ночам, и «Железный Густав», так как архаичный биплан казался им неуязвимым для расчётов ПВО. Увы, фанерный корпус не спасал от снарядов. Но память о великом самолёте останется навсегда.

Сергей Берзин, корреспондент: «Это настоящая модель У-2. Она участвовала в съёмках фильма, и была подарена нашему музею. Она многое может рассказать о судьбе, выпавшей на долю этого маленького самолёта».

Победный путь Михаил Громов завершил в мае 45-го начальником Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации. Предстояло готовить боевых лётчиков к новой нависшей войне. А биплан ПО-2 тоже повоевал в Корейской войне и даже вышел победителем из боя с американским реактивным истребителем. Уникальный случай в истории мировой авиации.

Автор сюжета: Сергей Берзин