«Вечно живые»: Николай Александрович Астров

28 апреля 2023 17:37
4127

В послужном списке нашего сегодняшнего героя 26 типов боевых машин, среди которых легендарные «Шилка», «Тунгуска», «Куб», «Тор», «Бук». Зенитные комплексы, известные во всём мире. И сегодня они защищают небо во многих странах. Гусеничные шасси для них созданы на Мытищинском машиностроительном заводе под руководством его главного конструктора Николая Александровича Астрова.

У людей той эпохи оставалось не так много фотографий, кинодокументов. Завеса тайны окружала почти всю их деятельность. В музее Мытищинского машиностроительного завода мы восстанавливаем образ выдающегося конструктора систем зенитного вооружения, значение которого сегодня растёт, как никогда. Николай Александрович Астров возглавил конструкторское бюро в годы войны. Тогда остро стоял вопрос о создании самоходной артиллерийской установки лучше немецкой, немецкую даже скопировать не удавалось, а вот САУ СУ-76М превзошла все западные образцы и стала самой массовой самоходкой Второй Мировой войны. В бой она вступила осенью 1943 при форсировании Днепра и освобождении Киева.

Владимир Корышев, руководитель группы ОКБ-40 (1960-1990 г.г): «Эта машина очень понравилась на фронте. Маршал Тимошенко говорил о ней: она быстрая, вёрткая, динамичная».

Такая и была нужна в наступающей армии. За создание машины коллектив завода был награждён переходящим знаменем Государственного комитета обороны, на вечное хранение. Огромный вклад в эту победу внёс конструктор Астров, в 1946 году он возглавил конструкторское бюро, а впереди его ждали новые победы, новые замечательные машины.

Владимир Корышев, руководитель группы ОКБ-40 в (1960-1990 г.г): «Он не был кабинетным работником, был прост с рабочими, инженерами. Он приходил в бюро, садился за кульман и начинал чертить свои идеи, их потом воплощал».

Не давил никого своим авторитетом, хотя был уже лауреатом Государственных премий, ни на кого ни разу не повысил голос. Главное – творческая атмосфера в коллективе. В его телефонной книжке почти 500 номеров. По тем временам огромная цифра. Обладая энциклопедическими знаниями в технике, он умел организовать мозговой штурм, привлекая к работе талантливых специалистов. Он уверенно работал за чертёжной доской, управлял танком, водил автомобиль. В его судьбе были и сложные моменты. В 1930 году был осуждён по ложному обвинении. Работать над своим плавающим танком начал в тюрьме. В 1942 году за разработку танка Т-70 получил Сталинскую премию. А позднее и звезду Героя Социалистического труда. В автобиографии никогда не скрывал своего дворянского происхожденияи того, что его отец был расстрелян в 1919 году по обвинению в антисоветской деятельности. Главной в своей жизни считал одну цель – укрепление обороноспособности страны. Особенно в самых передовых направлениях. Плавающие танки, самоходная артиллерия, мобильные зенитные установки — это и сегодня передовой край военного строительства. Николай Александрович Астров был одним из тех, кто создавал день сегодняшний.

 

Автор сюжета: Сергей Берзин